Разное > Таблетка от двойки

Таблетка от двойки


5 марта 2008. Разместил: Maks
Решетников Ф.П. "Опять двойка"
Как оказалось, все дело в дефекте так называемой рабочей памяти – способности мозга управлять определенным запасом информации, сообщает Reuters.

Рабочая память помогает людям держать в уме и оперировать сразу несколькими предметами или понятиями – скажем, цифрами телефонного номера. До сих пор считалось, что она связана лишь с потенциальными возможностями ребенка. Однако последнее исследование подтвердило, что она «является одним из важнейших показателей обучаемости, а, значит, фактически определяет весь уровень IQ (коэффициента интеллектуального развития)», – заявил один из участников исследования, британский профессор Трейси Эллоуэй.

Ученые сравнивают рабочую память человека с ящиком, вместимость которого строго лимитирована. У обычного взрослого в него одновременно «входят» от трех до пяти предметов, и если лимит превышен – не одно, так другое начинает выскакивать из головы. Ребенку же оперировать несколькими предметами сразу нужно еще научиться. И если система дает сбой, он оказывается перед непреодолимым препятствием: выявлять расстройства рабочей памяти психологи толком не умеют.

По данным последних исследований, расстройствами рабочей памяти могут страдать до 10% школьников. И большинство из них несправедливо считаются ленивыми или безнадежно тупыми – «особенно в средней школе, где требования к способности запоминать возрастают многократно», – уточнил участник некоммерческого проекта по исследованию способностей к обучению из Дюрхэмского института (Северная Каролина, США) Мел Левайн.

Между тем при раннем выявлении дефекта рабочей памяти и тесно связанного с ним синдрома дефицита внимания и гиперактивности, эти проблемы можно преодолеть или хотя бы сгладить, убеждены ученые. Во-первых, надо тренировать общую память, и это улучшит рабочую: «Все данные говорят за то, что все аспекты оперативной и рабочей памяти, связанные со вниманием, поддаются тренировке», – убежден профессор Университета Миссури Нелсон Коуэн.

Во-вторых, нужно научить ребенка отличать главное от второстепенного и тем самым фильтровать ненужную информацию. «Если все дело в лимите памяти, то нужно лишь расходовать ее на строго необходимые вещи. Ненужная информация будет только мешать», а, значит, нужно ее отсеивать, советует специалист по психологии познания Коуэн.

Наконец, ученые предлагают специальные приемы, позволяющие удержать в памяти необходимое. Рабочая память, по словам Левайна, помогает читателю удержать в голове содержание начала страницы, когда он приближается к ее концу. Дети же с проблемами рабочей памяти забывают его уже к середине страницы. А в некоторых случаях и раньше: «по словам одной девочки, каждое новое предложение, которое она читает в учебнике, как бы стирает для нее предыдущее. Это – классический случай дисфункции действующей рабочей памяти», – подчеркнул Левайн.

Чтобы справиться с этой бедой, ученый предложил своей пациентке «купить несколько учебников и подчеркивать в них самое важное из прочитанного, а затем начитать подчеркнутое на плейер и прослушать». Уже одно это, по его словам, не позволило девочке зацикливаться на своей проблеме и тем самым уменьшило психологический вред. А вскоре появилась и практическая польза: «девочка очень заинтересовалась предложенным методом, опробовала его и получила положительный результат. Вначале она убедилась, что не является самой глупой ученицей своего класса. А теперь всем с удовольствием рассказывает, что начала работать над расширением своей активной рабочей памяти», – цитирует Reuters ученого.

Новая методика, позволяющая учителю развивать память детей с 4-летнего возраста, прошла апробацию в 35 учебных заведениях Великобритании. Одновременно институт Левайна в США занялся на ее основе подготовкой учителей для нескольких тысяч школ в США, Канаде и Европе